Очень трудно найти черную кошку в темной комнате - это всем известно. Особенно, если ее там нет. Очень
трудно также, то есть – почти невозможно, убедить в чем-то человека, если у
него есть на эту тему уже убеждения. Ну,
в самом деле – зачем ему еще два? Дефицита в убеждениях никогда не наблюдалось,
- ни в какие времена, ни у каких типов личностей. Творческие Личности (здесь и
далее вследствие глубоко к ним уважения будем писать их с большой буквы) в этом
отношении никаких исключений не
составляют. И это – естественно.
Представим, что Творческая Личность эта – Дизайнер или
Архитектор. Есть у них убеждения? Ясное дело, есть! А вот им еще ведь приходиться убеждать, в свою очередь,
своих клиентов в правильности своих решений! А Клиент – он ведь тоже личность, пусть
с маленькой буквы - но свое мнение
имеет! Приходится Творческой Личности
его все-таки как-то выслушивать, даже, фыркая, иногда при этом. Бывает,
поступаясь, хоть чуть-чуть, своими принципа, сиречь – убеждениями. Потому что,
как пришло то время, в определенной точке пространства, когда клиент и
Творческая личность договорились о Начале, так
приходит и та точка пространства-времени, когда обе стороны довольно
остро чувствуют необходимость… да-да – Конца! Конца проекта, дедлайна, иначе.
И тогда на многое почему-то приходится смотреть иначе.
Конечно, каждая Творческая Личность – уникальна. Каждый
проект – уникален, каждое решение… ну,
да что там повторяться! А не лучше ли поискать что-то общее? Например: каждая
Творческая Личность – человек. И кроме самых естественных человеческих потребностей, у него есть еще потребность самая главная –
творческого роста. И вот, слава богу, это происходит. От одного реализованного
проекта – к другому. Потому, чтобы что-то начать, творческой Личности, прежде
всего, приходится все же что-то заканчивать.
А нет роста без этого!
И вот, стоит
присмотреться к этому процессу. А для этого, - стоит сделать нечто совершенно противное
самому естеству Творческой Личности. А именно
– отрешиться полностью даже от самого понятия уникальности ее, простите,
творчества. Нет, напишем так. Временно вынесем творческую составляющую процесса
за скобки. Со всеми нашими
соответствующими извинениями и обязательствами, что мы это все вернем на
место! Так, для прикола. Вроде как в фильме «Без лица» агент ФБР
и отпетый преступник меняются своими лицами. Там же все закончилось благополучно, правда? Лица им вернули. Американцы
– они все могут.
Заглянем как туда, куда не всегда заглядывают наши Творческие
Личности: Архитекторы и Дизайнеры. Хотя там суетятся почти что их родственники –
строители. Замечали, кстати, как часто
упоминаются объемы работ, смета, выполнения на строительных планерках? И
какие признаки надвигающегося момента сдачи объекта прежде всего появляются? Правильно, на планерках
появляется словосочетание « концевая ведомость». Коню понятно, к чему бы это!
Почти на всех планерках висит на стенке истрепанный график Ганта.
На него, правда, уже никто не обращает никакого внимания, но когда-то он
воодушевлял. В самом начале. На некоторых стройках, если повезет, можно
встретить даже какую-то ветвистую диаграмму, вроде сетки неправильной.
Она, кстати, так и называется – сетевой график. Не очень любят смотреть в него
внимательно строители, хотя их изучение входит в обязательный курс. Ну, и
понятно, почему не любят. Он типа того зеркальца, которое, в ответ на: «Ну-ка зеркальце,
скажи, да всю правду доложи!» всю вот
эту правду и вываливало! А кому это понравится – куча правды, да еще когда инвесторы
зудят: когда будет конец, когда будет конец?
Что тут интересного. Что стройки, конечно, разные бывают, а
вот графики, которые там висят, с первого взгляда не различишь – как близнецы-братья.
А еще, кто знакомился с ними достаточно
давно, может вспомнить то удивление от
первого впечатления. Оказывается, тогда эта система планирования и руководства
(!) называлась PERT
И впервые была испробована со значительным эффектом военным
ведомством США при управлении
созданием ракеты «Поларис». Ни фига
себе, удивлялись мы. Ну, понятно, военное ведомство США – это вам не деканат ПГС, но где ракеты, а где стройка?
Оказывается, и в этом есть что-то общее?
Есть, получается. Любая
деятельность, состоящая из различных
процессов, связанных друг с другом, использующих определенные ресурсы, и в
управлении которой можно проследить потребность в хотя бы элементарной
интеллектуальной составляющей для планирования и управления этими процессами, может быть представлена
сетевой моделью. Ну, так, во всяком случае, те же американцы утверждали – мы особо
не спорили.
Мы уже сейчас говорим о проекте, как о любой сложной
деятельности, нуждающейся в управлении. А реанимированный метод PERT вдруг стали именовать
управлением проектами. А то, что обычно
подразумевалось под словом проект, стало называться и правильно,
американизмом – дизайн. Не будем против
этого возражать. Но все же попробуем
сделать собственное уточнение в привычном
для многих контексте. А именно – проектом будем называть ПРОЦЕСС создания
дизайна. То есть – конкретного интеллектуального продукта Творческой Личности,
- автора дизайна, то есть: дизайн-проекта или архитектурного шедевра. Надеюсь,
не запутались. Ведь когда уже сделан шедевр, есть дизайн проект, о самом
процессе, о ПРОЕКТЕ – все забывают. И правильно - кто ж оставляет строительные леса после
подписания акта сдачи? А вот прибрать их надо бы – пригодиться могут.
В сетевой модели есть ключевое понятие – критический путь. Он
состоит не из критических дней, а из
процессов, продолжительность которых
исключительно определяет продолжительность, срок самого проекта. Тот самый
дедлайн. Иначе говоря, подсчитав
срок всего критического пути – узнаешь возможный
самый короткий срок сдачи всего проекта. Больше – может быть. Меньше – не будет. При прочих
равных условиях. Математика такая у графа. То есть – у сети.
Какой из этого вывод
делается в принципе? Очень простой. Как бы ты ни работал, - следи за тем, чтобы
у тебя все доступные ресурсы были направлены на процессы, расположенные на
критическом пути. И все? Все. Как бы ты ни пыхтел над всем остальным - до лампочки карие очи. Ведь у Творческой Личности
какой главный ресурс? Правильно, - ее время! Ну, может, время компьютерное. Вот
и используй это время исключительно – на критическом пути. А для всех прочих
этапов - плюнь. Лучше пойди в кино,
мороженое покушай, потрать это время, так скажем, на критический путь другого
проекта. Назови его, скажем – Личная Жизнь.
Впрочем, ведь многие просто имеют
аналогичные заказы – там тоже есть свои
критические пути. Вот туда еще можно использовать.
Если все так просто, скажут, так почему…
Потому. Что не все так просто. Неполная, обычно, информация
бывает, когда даже в уме составишь такой график. И потому – надо все время
обновлять его конфигурацию. А вот уж для этого - надо использовать весь свой предыдущий опыт. Да
и опыт коллег. Да и диалог с заказчиком. Да и.. в общем, вот это и есть сложность. Но ведь
известно, для чего ее надо преодолеть.
Косвенное заключение: не бывает параллельных процессов в
проекте, на которые стоит переключать свои
силы и свое время. Вот не бывает
и все. И вот от этого – надо уходить
всеми силами. А все остальное – ну, это прерогатива исключительно Творческих Личностей. Это мы им сейчас возвращаем. Как лицо славному агенту
ФБР Джону Траволта в вышеупомянутом фильме. Замечательный, счастливый такой
конец. А вы как думали? Все же, молодцы американцы. И не только Голливуд, но и
военное ведомство. Не дураки, что ракеты строили с помощью сетевых методов
планирования и управления.
Обсуждаем на форуме
|