Главная
 
Стройка, ремонт и проектирование.Четверг, 09.05.2024, 03:25



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Категории каталога
Проектирование, строительство и ремонт. [0]
Обломы [0]
Дизайн интерьера. [0]
Дизайн-проект [5]
Дизайн стили [1]
Дизайнер + заказчик [1]
Дизайн композиция [12]
Функциональность [1]
Дизайн цвет [5]

Главная » Статьи » Дизайн композиция

Признаки композиционного построения формы
Композиционное построение формы предполагает наличие замысла, (цели, идеи).

По определению Н. Волкова «композиция - конструкция для смысла».

Может ли композиция быть лишенной смысла? Даже в том случае, если произведение представляет собой несюжетную декоративную или абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую формальными средствами — отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряженность, — они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации, — будучи приведены к гармоническим отношениям, обладать эстетической ценностью. В этом случае гармония форм, цветовых отношений, борьба противоположных начал сама становится «сюжетом» и смыслом картины.
В картине может преобладать или образно-сюжетное начало или структурное начало, выраженное в формальных отношениях элементов композиции. Но композиция, будучи понятием организующим, органически соединяет в себе оба эти начала, и закономерности ее построения подчинены закону гармонического единства содержания и формы.

Характерным признаком композиционного построения является то, что оно всегда развивается в определенных границах. Эти границы определяются не только пространственными ограничениями (формой, размером и форматом листа, пространства стены или ограничением во времени в танце и музыке). Смысл границ, рамок в том, чтобы отделить мир реальный от мира изображаемого. Благодаря наличию границ, рамок «перед нами встает некий особый мир со своим пространством, временем, системой ценностей... Рамки обозначают рубеж между внутренним миром картины и внешним миром», — писал Б. Успенский. Внешние границы, с одной стороны, связаны с окружающим пространством, с другой - с внутренней структурой произведения, с организацией элементов внутри композиции, которая диктует определенный тип композиции.

Композиция может быть замкнутой, вписывающейся в определенную форму и подчиненной ей, может быть открытой, предполагая мысленное продолжение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внутренними связями между ее элементами. Эти композиционные узлы и нити держат ее изнутри в пространственно-временных границах.

Характерным признаком композиционного построения является также структурность, сложность внутреннего строения произведения. Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений. Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию. Даже в орнаментальных композициях при отсутствии организационного центра композиции можно выделить главный мотив и сопровождающие его подчиненные мотивы. Соподчиненность частей — так можно определить этот признак.

Единство и цельность — важнейший признак композиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели, идее, художественному замыслу. Эта связанность проявляется и в сюжетно-образном решении произведения, и в гармонической упорядоченности его формы. В единстве содержания и формы. Гармония целого — необходимое условие композиционного построения, важный его признак.

Любое художественное произведение, как уже говорилось, представляет собой борьбу противоположных начал, — это проявляется и в сюжете — в противопоставлении характеров, ситуаций; и в формальном решении — в отношениях предметов и пространства, в цветовых отношениях, тональных, в движении, в равновесии и т.д. Все противоречивые моменты в композиции уравновешиваются, приводятся к гармонической
упорядоченности.

Мы рассмотрели признаки, по которым можно судить о композиционности произведения искусства или иной целесообразности структуры. Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения.

Это:

1. Принцип целесообразности.
2. Принцип единства сложного (целостность произведения).
З. Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала).
4. Принцип соподчинения частей в целом.
5. Принцип динамизма (движение — основа жизни и искусства).
6. Принцип равновесия, уравновешенности частей целого.
7. Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания.

Принципы композиции более подробно будут рассмотрены нами далее. Прежде следует обратиться к тем естественным основам, на которых базируются эти принципы.

Естественные основы композиции

Источники:
1. "Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие." – 2-е изд., В.Б.Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
2. "Основы композиции в прикладной графике", Ереван, 1086., Григорян Е.А.

Категория: Дизайн композиция | Добавил: Maka (13.11.2007) | Автор: Таюта
Просмотров: 5299 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz