История такая: в начале 50х некий Эрнст Беттлер, дизайнер-график, получает заказ от фармацевтической фирмы Pfäfferli+Huber на серию рекламных плакатов. Зная, что компания производила опыты на заключенных в концентрационных лагерях, Беттлер пребывает в некотором смятении, но в итоге принимает заказ. Позже он скажет, что у него было предчувствие, что он сможет как следует навредить.
![](http://avtdesign.ucoz.ru/_bl/0/39533.jpg)
И навредить, действительно, удается. Для рекламной кампании он создает четыре драматичных черно-белых постера, с рекламой разных лекарств. По отдельности каждый из них представляет собой пример элегантного, универсального дизайна. Однако будучи развешенными вместе на улицах, абстрактные фотографии превращаются четыре буквы (см. пример буквы А), составляющие слово НАЦИ. Последовала бурная общественная реакция и в течении шести недель Pfäfferli+Huber была уничтожена.
Прекрасный пример того, как дизайнер, при желании, может изменить мир.
Но самое интересное начинается дальше: эта нашумевшая и впечатляющая легенда была опубликована впервые в 2000ом году, в журнале Дот Дот Дот и затем многократно и радостно обсуждалась во всех дизайнерских и околодизайнеских кругах. Однако через некоторое время постепенно выяснилось, что никакого Беттлера никогда не существовало. Как не существовало и компании Pfäfferli+Huber, и постеров и общественного негодования.
И мало что можно поделать с нашей монументальной и безоговорочной вере печатному слову, но обманываться мы рады, как правило, по очевидным причинам. Нам по-прежнему нужны герои, и вера, что дизайн, действительно, может изменить мир.
*Кроме того, подобная журналистские аферы тоже вызывают у меня неизменное восхищение. Короли, которым удается пройтись голыми многие километры, заслуживают уважения.